Известный казахстанский экономист и заместитель председателя партии ОСДП Айдар Алибаев в своем интервью для «Эха Казахстана» прокомментировал проблемы, связанные с автомобилями, привезенными из стран ЕАЭС, о ситуации на границе с Кыргызстаном и скандал с выходом советника президента из состава рабочей группы правительства.
– Э.К. Каково Ваше мнение по поводу ситуации с автомобилями с кыргызскими и армянскими номерами? Да, многочисленными митингами автолюбители добились отсрочки на год, но осадок остался, тем более вопрос в действительности так и не решен. Многие из тех, кто покупал автомобили, думали, что живут в едином таможенном Союзе, а сейчас оказались разочарованными позицией властей.
– А.А. Конечно, это однозначно недоработка чиновников. Сама ситуация в течение четырех – пяти лет автомобили с Кыргызстана и Армении завозились и на это никто не обращал внимания. Неужели работники министерства внутренних дел, министерства экономики и таможенники не понимали, что эта ситуация не может быть бесконечной. Я думаю она продолжалась, так как им было удобно рыбку ловить в мутной воде.
Потому что эти люди, когда пересекали границу и у них возникали проблемы, то возможно решали все эти вопросы на месте. И не было четких правил, но надо было их вводить. Фактически ситуацию довели до того, что раньше было с праворульными автомобилями.
С праворульными машинами также начали решать проблему только когда поняли, что они составляют половину автопарка. У них же было два достоинства у этих машин – они были недорогие и качественные, настоящие японцы. А когда увидели все это, то запретить уже не получилось, потому что большое количество людей сразу выразили свое недовольство ситуацией. Пришлось в итоге искать компромисс.
Ситуация с автомобилями с киргизскими и армянскими номерами несколько иная, так как их владельцев меньше. По официальным данным 170 тысяч, а по неофициальным данным более 200 тысяч. Тем не менее, проблема не решена, так как Токаев своим распоряжением фактически на год лишь отложил эту проблему. По сути, это отсрочка в надежде, что все рассосется, само собой, растаможат и оплатят в полном объеме.
Но надо понимать, что платить они не будут и не потому что они какие-то вредные, а потому что небогатые люди. Так как эти машины их кормят, и они поехали в Армению и Кыргызстан, потому что у них нет денег купить автотранспорт здесь. Что тут непонятного? Ясно ведь, что уплатить утилизационный сбор и таможенную очистку и через год они не смогут. Нынешним распоряжением передача другому лицу автомобиля невозможна, продать ее на запчасти тоже не выход и большинство на это не пойдет.
И в марте месяце следующего года опять выступит какой-нибудь заместитель министра внутренних дел и объявит, что всё, время действия отсрочки закончилось, ставим автомобили на штраф стоянку. И понеслось всё по-новому. А там как раз, если не будут досрочных выборов, начнется предвыборная кампания в Мажилис. Снова начнутся весёлые деньки, так как для этих людей потраченные деньги – это деньги серьезные и за них они будут упираться.
На мой взгляд здесь единственный выход – это через год, когда закончится срок, упрощенным способом недорогой ценой дать им возможность растаможиться и зарегистрироваться.
– Э.К. Существует национальная палата предпринимателей «Атамекен» и среди этих автолюбителей есть наверняка много представителей микро бизнеса или индивидуальнее предприниматели, а также самозанятые. Почему, по Вашему мнению, «Атамекен» не отреагировал?
– А.А. Знаете, «Атамекен» это не та организация куда люди будут обращаться с такой проблемой. Казахстанцы, купившие эти автомобили в Армении и Кыргызстане, это и есть те самые самозанятые, которые кормят сами себя и свою семью непонятно где, непонятно как. Живут в теневой экономике. Во-первых, они не будут обращаться в «Атамекен», потому, что знают, что не найдут поддержки. Во-вторых, в свою очередь национальной палате предпринимателей они не нужны, так как «Атамекен» интересно там, где есть деньги.
– Э.К. Пару дней назад депутат парламента Кыргызстана Азамат Арапбаев от имени грузоперевозчиков сообщил о том, что наши казахстанские налоговики и таможенники взимают дань с них. Кыргызские водители и предприниматели вынуждены при этом платить с каждой фуры от 500 до 5000 тысяч долларов в зависимости от ассортимента товара. Такая ситуация, по Вашему мнению, возможна и как она согласуется с Таможенным Союзом и Евразийским Союзом?
– А.А. Та ситуация, которую описал кыргызский депутат, она никого не удивляет. Мы эту картину наблюдаем на протяжении всех лет как развалился Советский Союз. С переменным успехом вспышки таких конфликтов возникают то на российской границе, то на узбекской, то на китайской, то на киргизской. Везде одни и те же фигуранты. Это таможня, пограничники и прочие государственные служащие. В Кыргызстан уже многие не хотят ездить отдыхать и только из-за того, что очень много нервов надо тратить на переходы границы. Там превратили в кошмар эту границу, так как специально создаются эти очереди, чтобы у людей возникало желание поскорее пройти эту очередь и заплатить.
Причем на кыргызскую сторону граждане не жалуются и там все происходит более-менее быстро и четко, а все безобразие творится именно на нашей стороне. И то, что кыргызский депутат возмущается, то я считаю, что он абсолютно справедливо возмущается. Единственное, что я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть суммы взяток, но то что такие цифры существуют, и где-то они близки к действительности, соглашусь с этим.
И не имеет никакого значения, что мы являемся странами общего рынка ЕАЭС по одной простой причине. Потому что после перехода границы этот простой водитель фуры, которые везет скоропортящуюся продукцию, перед нашими пограничниками, таможенниками, налоговиками и полицейскими абсолютно беззащитен. Они могут забрать его документы и поставить фуру в отстойник пока все овощи не стухнут или молоко не прокиснет.
Этот вопрос нуждается в кардинальном решении на протяжении уже многих лет, и оно должно приниматься на самом верху на уровне премьеров, на уровне министров, а потом жестко контролироваться на предмет исполнения. А сейчас, когда у нас в стране сложилось фактическое двоевластие и каждый чиновник знает, что сейчас его не снимут, не до него, они этим и пользуются.
– Э.К. Недавно произошел конфликт между советником президента Олжасом Худайбергеновым, с одной стороны, и с бывшим министром труда Тамарой Дуйсеновой и нынешним министром Биржаном Нурымбетовым, с другой стороны. Он демонстративно вышел из состава рабочей группы правительства по проработке возможности использования пенсионных накоплений для покупки жилья и в целом реформы пенсионной системы и обвинил этих чиновников в непрофессионализме. Как Вы прокомментируете это событие?
– А.А. Этот демарш внештатного советника и выход его из рабочей группы, во-первых, мне понятен, а во-вторых, я согласен с его поведением. Почему? Потому что эти люди – бывший министр труда Дуйсенова и нынешний министр Нурымбетов действительно не могут в рамках рабочей группы что-либо изменить. В свое время именно Дуйсенова инициировала новые отчисления в пенсионный фонд в виде 5% от работодателей. Как вы себе представляете, чтобы эти люди, которые продвигали такие антинародные предложения, будут в составе новой рабочей группы разве что-то реальное предлагать? Во-первых, они не захотят этого делать, потому что они тем самым будут противоречить себе, а во-вторых, они не в состоянии придумать что-то в интересах народа. У них мозги повернуты только в интересах чиновников.
И единственное, что они предложили, так это растянуть данные 5% нагрузки на предпринимателей по времени, вводя по 1% в год. Ну что это за маразм? Тоже самое они вводят по полгода повышение пенсионного возраста для женщин до 63-х лет. Это все примитивное мышление. Данных чиновников давно пора из госслужбы изгонять, потому что они в принципе не способны на созидание, они не думают о людях, они думают о собственных карьерных интересах. Они думают о программах, о том сколько будет на них спущено денег и так далее.
И поэтому данный советник Олжас Худайбергенов, так как он не госслужащий и психология у него другая, с ними со всеми помучался, смотрит, что у него ничего не получается и все его начинания блокируют. Ведь чиновники они как паутина, и у него не хватило терпения. Я в этом его и понимаю, и поддерживаю. А в рабочую группу надо вводить нормальных людей, адекватных, здравомыслящих, из гражданского сектора, экспертов, независимых людей, которые смотрят на все вещи здраво, а не сточки зрения бюрократии.
– Э.К. Олжас Худйбергенов, в частности, раскритиковал предложение чиновников об использовании пенсионных накоплений на покупку жилья, которым на самом деле смогут воспользоваться лишь 1% вкладчиков.
– А.А. Да, и это тоже, так как чиновники ставят лимиты по наличию определенных сумм денег на пенсионном счете, но они не реальные. У какой женщины в 30 лет может быть 9 миллионов накоплений? Это средства, с которых уплачены налоги и, соответственно, она должна к данному возрасту заработать 90 миллионов тенге! К этому времени она и без всяких накоплений могла уже давно купить квартиру. То есть, они даже на стадии предложений не понимают, что это не работает. А ведь можно очень сильно эти лимиты расширить. Почему? Потому что в предложении Токаева прозвучала и тема образования. И если люди не смогут решить вопрос с недвижимостью, то хотя бы вопрос с оплатой образования детей актуален. Поэтому советник и плюнул на них. И в итоге еще раз повторюсь – всех этих чиновников надо гнать в отставку!
Фото: zakon.kz