Мы решили взять интервью у эколога и общественного деятеля Абая Ерекенова и задать вопросы о движении «Защитим Кокжайлау», а также распросить об экологических проблемах Алматы.
– Э.К. Расскажите немного о движении «Защитим Кокжайлау». Как оно создавалось, когда возникло? Кого оно объединило? Из названия ясно, что это движение выступало против строительства горнолыжного курорта в предгорьях Алматы.
Впервые о проблеме застройки предгорий Алматы «Кокжайлау» стали писать представители экологического объединения «Зеленое спасение» еще в 2007 году. Уже в 2011-2012 годах возникли небольшие группы эко-активистов, занимавшихся вопросами защиты Кокжайлау, экологии Алматы и окружающей среды.
Рост численности волонтеров и сторонников движения пришелся на 2014 год, когда мы перешли к ведению активных общественных кампаний. К этому моменту большинству волонтеров стало ясно, что власть постоянно лжет и изворачивается, правосудия в судах нет, а общественные слушания обязательные по Экологическому Кодексу Казахстана и Орхуской конвенции, ратифицированной Казахстаном в 2006 году, фальсифицируются властями с помощью административного ресурса.
Также стало очевидно прямое участие в проекте строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау» членов семьи Назарбаева, в лице его родного племянника Ахметжана Есимова, на тот момент акима Алматы, и олигархии.
Проектный анализ технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта горно-лыжного курорта Кокжайлау, проведенный четырьмя опытными финансистами волонтерами движения «Защитим Кокжайлау» – показал, что данный «проект» является финансово-экономической аферой, главными целями которой являются: хищение денег налогоплательщиков Казахстана в особо крупном размере (проще говоря распил бюджетных денег) в размере $750 млн бюджетных инвестиций; захват земель Национального парка Иле-алатау для девелоперского проекта олигарха С. Жумашева, в частности строительство «деревни олигархов с комплексом развлечений для них», 300 частных усадеб по 30-300 соток, со всей инфраструктурой газом, электричеством, канализацией, водопроводом, дорогами, с лыжными трассами, подъемниками, гольф-клубами, теннисными кортами, ресторанами, кафе, спа-центром и прочими развлечениями для семьи и олигархии за счет бюджета Алматы и Казахстана. Проект общей оценочной стоимостью в $1500 млн (стоимость бюджетных инвестиций и цена земли), дарился группе неизвестных «инвесторов» за жалкие $160 млн. То есть фактически проект оценочной стоимостью в $1500 млн приобретался в частную собственность за 10,66% от его стоимости.
За прошедшие годы мы провели ряд знаковых для Казахстана общественных кампаний: в защиту Кокжайлау; в защиту главного зоопарка Казахстана; за отставку Ахметжана Есимова с поста акима Алматы; за сохранение парков и скверов Алматы от распродажи в частные руки; против зимней Олимпиады-2022 года в Алматы; за сохранение главного ботанического сада Казахстана в Алматы и старейшего ботанического сада Казахстана «Рощи Баума»; за отставку акима Алматы Бауыржана Байбека и выборность акимов всех уровней; против уплотняющей застройки Алматы; за чистый воздух в Алматы и газификацию города; за государственную поддержку многодетным матерям и нуждающимся детям.
Также мы оказывали поддержку ипотечникам, дольщикам и гражданам, пострадавшим от кабальных кредитов, группе активистов, выступающих против неправосудных решений. Количество наших подписчиков выросло с 1500 до 72000, наша аудитория в социальных сетях достигла 3,5 млн человек за последние 6 месяцев. Наше зеленое движение объединило самых разных людей, как правых, так и левых, как верующих, так и атеистов. В наших рядах есть и богатые люди, и бедные, и финансисты, и простые рабочие.
С 2014 года мы продвигаем идеи народовластия или прямой демократии, которые для нас выражались в Общественных обсуждениях и Слушаниях по экологическим вопросам, но позднее стали восприниматься как абсолютная необходимость в Казахстане. Как основа будущей политической системы Казахстана, в виде установления подлинного Народовластия в Казахстане.
– Э.К. Перед президентскими выборами Касым-Жомарт Токаев, а затем и аким Алматы Бауыржан Байбек заявили о приостановлении строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау». Это победа или передышка? Соответственно возможно ли возобновление строительства в этом заповедном месте?
– А.Е. Это был обычный наглый обман власти, что типично для сегодняшнего Казахстана, когда власть говорит и обещает одно, а тайком делает совершенно другое! Стройка продолжалась как обычно, никакой задержки или заморозки строительства не было.
– Э.К. Также вы неоднократно писали и говорили о загрязнении воздуха в Алматы местными ТЭЦ, и экологические активисты даже пытались оспорить «модернизацию» теплоэлектростанции, основанной только на использовании угля. Какова на данный момент ситуация и как можно решить проблему смога в южной столице?
– А.Е. Никаких положительных подвижек нет, несмотря на массовое возмущение жителей Алматы (480 тыс откликов на наши письма). Власти действуют в угоду угольной мафии и планам по масштабному распилу бюджета и полностью игнорируют альтернативные проекты по внедрению возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и проекту полной газификации Алматы, одобренному «КазТранГазом» и «КазМунайГазом», но зарезанному акиматом Алматы в угоду низкосортному углю Экибастуза и его фактическим (конечным) владельцам.
Проблему смога можно решить достаточно легко. Во-первых, проведя инвентаризацию всех основных источников загрязнения по их видам (канцерогенные частицы 1;2,5;10РМ, диоксид азота, формальдегид и прочие).
Во-вторых, поэтапно ликвидировать все основные источники загрязнения воздуха.
В-третьих, демонополизировать рынок коммунальных услуг в Алматы (электроснабжение, горячее водоснабжение и отопление) с широким применением ВИЭ, ко-три-генерации на природном газе, а также геоотопительных систем. Особо учитывая, успешные примеры применения ВИЭ в Алматы.
В-четвертых, развивать общественный транспорт Алматы, прежде всего метро, метротрам, трамваи, троллейбусы и электробусы. Согласно следующему определению: «До любой точки в городе можно добраться тремя видами общественного транспорта, исключая такси». Прежде всего, создав единый муниципальный парк общественного транспорта, исключив частников из схемы маршрутов. Что позволит резко сократить количество частных автомобилей на улицах Алматы (люди сами пересядут на метро, сравнив 20-30-60 минут поездки на метро и 3 часа нахождения в пробках Алматы в 9-10 баллов).
В-пятых, в Алматы необходимо высадить 3-5 млн деревьев, доведя площадь новых парков и скверов до 22 кв. км. В советское время на каждого алмаатинца приходилось 84м2 озеленения. Сегодня всего лишь 3,7м2 при нормативе 12м2. Для выполнения этих планов, необходимо восстановить арычно-канальную сеть Алматы, а это 2500 км арыков и каналов, создать специализированное коммунальное предприятие по эксплуатации каналов и озеленению. Прежние Зеленстрой (ликвидирован из-за большого участка земли в Алматы, где находился питомник) и Горводоканал были ликвидированы. Деревья в Алматы подвергаются ежегодному массовому уничтожению, став объектом лесозаготовок, а также ежегодного распила бюджета Алматы.
– Э.К. Спасибо за ответы. Надеемся и дальше продолжать с вами общение на экологические темы Алматы и всего Казахстана.
Фото: inform buro.kz