Публикуем вторую часть интервью с экологом и деятелем движения «Защитим Кокжайлау» Абаем Ерекеновым, который любезно согласился ответить на вопросы «Эха Казахстана». Во второй части он дает комментарии по поводу экологических проблем, связанных с деятельностью иностранных компаний в разных регионах страны.
– Э.К. Поимимо ситуации в Алматы возникают вопросы и о других экологических проблемах – в частности о массовой гибели рыбы в Урале и водоемах Атырауской области – в чем причина? Официально – это сброс хлора и виновник до сих пор не назван. Могут ли здесь быть замешаны иностранные добывающие компании?
– А.Е. Не было проведено объективного расследования данного экологического преступления, с широким оглашением данных расследования, с привлечением независимых НПО и журналистов. А неуклюжие попытки властей свалить все на «козлов отпущения», памятуя о том, что «признание не является доказательством вины» – вызывают сильные сомнения в достоверности проведенного властями расследования. Вопрос все еще открыт, одно совершенно ясно — отравитель воды в Урале является крупным промышленным объектом, применяющим в производстве опасные химикаты и в очень больших объемах. Возможно, это предприятия нефтедобывающего сектора, обычно в случаях массовой гибели животных, рыбы и загрязнении вод — подозрение в первую очередь падает на них.
– Э.К. На данный момент также остро встает вопрос обмеления Урала и его притоков в связи с водозабором со стороны западных и китайских добывающих компаний для заполнения пустот от выработки нефти и газа и уже по информации экологов, Западному Казахстану грозит опустынивание. Есть ли какой-то способ предотвратить это?
– А.Е. Предотвратить возможно, для этого надо восстановить в стране принцип «главенства закона», неукоснительно соблюдать принцип «законодательной иерархии», помня о том, что основным законом Казахстана является Конституция РК, выше которой только Международные обязательства Казахстана. Соответственно, никакие законодательные и подзаконные акты не могут противоречить Конституции Казахстана и его Международным обязательствам, т.е. носить антиконституционный характер.
Необходимо привести действующее законодательство Казахстана прежде всего Водный и Экологический кодексы, ужесточить уголовную ответственность за экологические преступления и предоставить общественности и НПО самим инициировать и проводить общественное обсуждение, общественные слушания, а также гражданские расследования, в полное соответствие с Конституцией РК и международными обязательствами страны. Все изменения в законодательстве должны быть согласованы с гражданами и общественными организациями Казахстана, в строгом соответствии с действующим законодательством и международными конвенциями, ратифицированными РК.
В настоящее время Парламент и маслихаты Казахстана устраивают «игры в прятки» с народом и общественными организациями Казахстана, бесконечно перенося рассмотрение критически важных законопроектов, как только общественники подключаются к работе над законопроектом. Рассмотрение проекта новой редакции Экологического Кодекса переносилось трижды, как только в работу включались НПО и гражданские активисты. А момент, когда внимание всего Казахстана было приковано к нечестным Президентским выборам, протестам и митингам, под шумок внезапно вернулись к его рассмотрению!
Доходит до откровенно анекдотичных ситуаций: депутаты маслихата Алматы перенесли свою сессию на другую дату, получив извещение от гражданских активистов о намерении присутствовать на заседании маслихата. Как нам кажется, это проявление трусости и желание извернуться и вывернуться, избежать своих сограждан. Что совершенно понятно, никого из них мы не выбирали. Все депутаты назначенцы от власти.
– Э.К. Тревожная ситуация была во время возгорания водогазовой смеси на месторождении «Каламкас» в Мангистауской области. Еще 13 марта произошла авария во время буровых работ, выполняемых сотрудниками китайской компании «Си Бу» по заданию АО «МангистауМунайГаз», где в руководстве также находятся китайские менеджеры. Никто из представителей данных компаний не наказан. С чем связано такое мягкое отношение правительства к китайским добывающим компаниям?
– А.Е. Полная бесхребетность властей Казахстана в отношении политики Китая и действий его компаний на территории Казахстана вызывает недоумение и злость у всех граждан РК. От экологических бедствий до лишения граждан Казахстана рабочих мест, которые отдаются китайцам. Причем в условиях тотальной безработицы в Казахстане, которая по оценочным данным за 55%. Гипотез по каким причинам Китай получил столь льготное положение в Казахстане, много. Чтобы ознакомиться с ними достаточно заглянуть в казахский сегмент любой социальной сети.
– Э.К. Сейчас министр энергетики Канат Бозумбаев заявил, что будет организован референдум по строительству АЭС. В связи с этом хотелось бы спросить, а почему не проводились опросы и референдумы во время строительства банка низкообогащенного урана в 2017-м году, в момент завоза в Казахстан 18 тонн отходов в 2013 году с американских и японских станций и по поводу начала работ по заказу правительства США по переработке высокообогащенного урана в низкообогащенный на Ульбинском металлургическом заводе? Примечательно, что отходы от этой переработки будут также захоронены в черте областного центра.
– А.Е. В 2006 году Казахстан ратифицировал Орхускую конвенцию и обязался соблюдать ее основные положения. Но со временем, экологическое законодательство страны было подвергнуто столь многочисленным «правкам», что экологическое законодательство превратилось в дырявое сито. Практически, решение соблюдать или не соблюдать законы Казахстана и Орхускую конвенцию – отданы на откуп чиновникам. А в тех случаях, когда все-таки проводятся подобие общественного обсуждения и слушаний, власти активно используют административный ресурс, про-властные ГОНГО НПО, провокаторов и бюджетников для массовки, превращая механизмы прямой демократии в фарс, а то в публичную потасовку. Подделка документов и подписей обычная практика властей. Действующее экологическое законодательство противоречит международным конвенциям, ратифицированным Казахстаном и даже Уголовно-процессуальному кодексу РК.
С другой стороны, общество Казахстана в 2013 году не было готово к защите своих интересов, было очень мало гражданских активистов и был низкий уровень поддержки в обществе. Что не позволяло открыто противостоять подобным проектам. Понадобилось 8 лет, несколько девальваций, обнищание и обеднение 99% населения страны, ликвидации среднего класса, чтобы достичь нынешнего уровня гражданской активности.
– Э.К. Спасибо за ответы.
Фото: zonakz.info