15 ноября 1993 года, в Казахстане была введена в обращение национальная валюта. Председатель Нацбанка РК Галым Байназаров на страницах «Казахстанской правды» поделился воспоминаниями о том, как это было.
Многие помнят, что происходило в начале 90-х годов прошлого века. Союз распался, но банковская система не могла в одночасье рухнуть. Была общая валюта – рубль, единая платежная система, еще не были созданы национальные валюты.
Из всех задач, стоявших перед НГБ РК в 1992–1993 годах, самым ответственным и срочным был проект изготовления национальной валюты и ввод ее в обращение.
Проект был сугубо секретным, соответственно, он должен был осуществляться в строжайшем режиме. Закрытость проекта была обусловлена тем, что в Казахстане к началу 1992 года еще не была сформирована своя самостоятельная банковская система.
Практически в стране функционировала прежняя филиальная сеть бывшего Госбанка СССР, которая управлялась его головным офисом из Москвы.
Да и вся экономика Казахстана была тесно интегрирована с Россией и экономиками других республик бывшего СССР, все они продолжали пользоваться единой валютой – рублем.
Все старались не потерять сложившиеся производственные связи, традиционные рынки сбыта. Со стороны правительств республик бывшего Союза выдвигались различные интеграционные инициативы о новой общей денежной системе, но в условиях парада суверенитетов в среде банкиров не имелось никакой уверенности в ее реализации.
В этих условиях заниматься открыто созданием национальной валюты было практически невозможно.
Мы подвергались критике со стороны общественности и депутатского корпуса. Депутаты Верховного Совета периодически поднимали вопрос о необходимости ввода национальной валюты, а я не мог открыто говорить, что работа уже идет полным ходом.
“Проект Тенге” для НГБ РК был абсолютно новым делом, у нас не имелось производства банкнот, валютного рынка, валютных резервов, а значит, и подготовленных кадров, не хватало и финансовых средств. Глава государства установил срок завершения “Проекта Тенге” к 1 апреля 1993 года. Решения нужно было принимать в сжатые сроки.
В результате тщательного изучения и анализа ценовых предложений, технологии, качества выпускаемых банкнот исполнителем проекта в апреле 1992 года была определена британская фирма “Харрисон и сыновья”, которая стала нашим консультантом по многим вопросам банкнотного производства.
Подготовку дизайна валюты поручили Союзу дизайнеров Казахстана, возглавляемому Тимуром Сулейменовым.
В рабочую группу вошли несколько казахстанских художников, которые работали на одной из правительственных дач в закрытом режиме с соответствующей охраной. В месячный срок были подготовлены 4 варианта эскизов дизайна национальной валюты.
В первом варианте в эскизах банкнот преобладал казахский орнамент. Во втором – банкноты были похожи на американский доллар, в третьем – на голландскую валюту с ультрасовременной трактовкой изображения. Четвертый вариант был исполнен с портретами выдающихся казахских деятелей науки и культуры, основателей казахской государственности, который и был выбран.
В сентябре 1992 года фирма “Харрисон и сыновья” подготовила проектные экземпляры национальной валюты. Они были одобрены Главой государства, после чего поступило разрешение на размещение заказа, который к концу марта 1993 года был выполнен.
В апреле 1993 года началась перевозка валюты в нашу страну. Операция осуществлялась самолетами и только в ночное время. При этом беспосадочный полет до Лондона тогда был технически невозможен, требовалась дозаправка воздушного судна, которая должна была осуществляться только на территории Казахстана.
Для маскировки необычный груз перевозился на двух пассажирских самолетах со специально подобранными для этой цели двумя экипажами летчиков, владеющих английским языком.
Банкноты перевозились в небольших металлических контейнерах как “правительственный спецгруз” под грифом “секретно” и не подлежали таможенному осмотру. Груз сопровождали сотрудники НБ РК, имеющие право на ношение боевого оружия, они же обеспечивали его охрану, разгрузку и доставку до конечного пункта приема.
НБ РК уже был готов к вводу национальной валюты, но ее ввод откладывался по различным причинам. Обеспечение республики наличными банкнотами стало резко ухудшаться, что приводило к многочисленным сбоям в выплате заработной платы и социальных платежей.
Ситуация была настолько критичной, что, как мне помнится, в августе 1993 года в течение только одного месяца я и мои заместители выезжали в Москву 17 раз для встреч с руководством ЦБ РФ с единственной просьбой о предоставлении Казахстану денежной наличности, необходимой для выдачи заработной платы рабочим и социальных выплат населению.
С сентября 1993 года Казахстан стал единственной страной, продолжавшей пользоваться советскими дензнаками – дензнаками несуществующего государства. В связи с этим возникла реальная угроза наплыва на территорию Казахстана никому не нужных советских дензнаков, способная разрушить всю экономику до основания.
Ввод национальной валюты был назначен на 15 ноября 1993 года. Накануне этого, 12 ноября, Глава государства в прямом эфире обратился к народу Казахстана с сообщением о предстоящем событии.
Обмен денежных купюр начался 15 ноября, в течение трех дней рубль и тенге должны были функционировать параллельно. Начиная с 18 ноября 1993 года национальная валюта стала единственным законным платежным средством на территории Казахстана.
В процессе обмена было изъято из обращения 950,6 млрд наличных рублей.
В 1992–1993 годах на территории всех республик бывшего Союза бушевала гиперинфляция. За эти 2 года ее уровень в Казахстане достиг 5 125,3%, цены на товары выросли в 52 раза.
В последующем самостоятельность НБ РК помогла остановить гиперинфляцию, уже к концу 1995 года она исчислялась в двухзначных цифрах, а за 1998 год ее уровень составил всего 1,9%. Выросло новое поколение управленцев банковской системы, и, по оценкам многих международных экспертов, финансовая и банковская система Казахстана стала лучшей среди стран СНГ.
В настоящее время банковская система, как и прежде, является финансовой опорой экономики, а национальная валюта – тенге, выполняя свою историческую миссию, остается основным гарантом экономической независимости страны.